Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора... (wikipedia.org/wiki/)
В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме Школьных служб медиации (или примирения), чьей основной целью является оказание помощи несовершеннолетним в ситуациях совершения правонарушений, а также в решении конфликтных ситуаций.
В образовательной организации служба медиации имеет основной целью содействие в разрешении конфликтов участникам образовательного процесса и популяризацию среди несовершеннолетних цивилизованных форм урегулирования конфликтных ситуаций с участием третьей нейтральной стороны, функцию которой берет на себя в образовательной организации специально обученный педагог.
В состав служб медиации в образовательных организациях входят, в соответствии с методическими рекомендация Минобрнауки России, педагоги, обучающиеся и их родители.
Педагоги проходят обучение методам применения восстановительного подхода при урегулировании конфликтов, технологии школьной медиации, элементам, техникам и разным формам медиации.
Родители и обучающиеся могут (по желанию) быть членами службы без права проведения медиации (в связи с тем, что не владеют технологией) и заниматься в составе службы информированием о медиации, преимуществах и особенностях технологии, популяризацией медиации как способа урегулирования конфликтов и споров наряду с другими способами, а могут (по согласованию с другими участниками и при условии наличия навыков) проводить медиацию наряду с педагогами, выполняющими функции медиатора.
В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».
Типичные способы реагирования на конфликты в образовательных организациях :
Направление на совет профилактики;
Самостоятельные разбирательства, инициированные самими обучающимися;
Замалчивание;
Разбирательства с участием представителей администрации образовательной организации, родителей, педагогов, инспектора ПДН УВМД и т.д.
Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимоудовлетворяющее решение и приняли на себя ответственность за выполнение решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует (содействует конфликтующим сторонам) нейтральный посредник - медиатор.
Медиатор не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны к примирению.
Медиатор помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации в будущем.
Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах.
Миссия школьной службы медиации — развить и закрепить как культурную традицию новую форму реагирования на конфликтную ситуацию.
Цель службы медиации в образовательной организации - развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы медиации образовательной организации:
Ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).
Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди педагогов, обучающихся и их родителей.
Состав службы медиации образовательной организации:
В службу медиации входят один или несколько педагогов, получивших специальные навыки проведения медиации и несколько членов службы из числа обучающихся и родителей. Полномочия членов службы зависят от наличия у них навыков проведения медиации и действующего в организации положения о службе медиации.
В разных организациях применяются разные формы восстановительного подхода: круги сообщества, восстановительная медиация, школьная конференция и другие (на выбор и по решению организации). Цель всех примирительных практик одна – содействие в скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.
Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон «за столом переговоров» в присутствии посредника- медиатора, который направляет беседу так, чтобы встреча не переросла в новый конфликт и взаимоудовлетворяющая договоренность была достигнута. При необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении) причиненного вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между учениками и учителями, непонимании или спорных ситуациях между родителями и педагогами и т.д.
В нашей образовательной организации также действует служба медиации и педагоги, выполняющие функции медиаторов всегда готовы оказать содействия в разрешении любой конфликтной ситуации, как детям, так и взрослым.
Обратиться к медиатору можно лично (кабинет психолога) или позвонив по телефону 55 21 42 и договориться о встрече.